История храма

Протоиерей Сергей Павлович Лебедев

(1875 — 1938 г.г.)

 

Сергей Павлович Лебедев родился 3(16) июля 1875 года в Москве в большой дружной семье диакона Екатерининского храма на Большой Ордынке. Семья Лебедевых поддерживала тесные дружеские отношения с диаконом Феодором Соловьевым, служившим в храме святителя Николая в Толмачах, будущим затворником Смоленско-Зосимовой пустыни старцем Алексием, в последствии ставшим духовником отца Сергия.

В 1896 году Сергей Павлович окончил Московскую духовную семинарию и сразу же начал преподавательскую деятельность. Наделенный  даром учительства, он преподавал Закон Божий с 1896 года в московской Мироновской церковно-приходской школе и в Перервинском духовном училище, где состоял в должности надзирателя, с 1900 года — в в воскресной школе Хамовнического попечительского училища, в 1902 году был назначен помощником церковно-приходской монастырской школы при Новодевичьем монастыре, а с 1910 года — еще и законоучителем в Ксенинском детском приюте. Отец Сергий стал почетным членом детских приютов. В архиве сохранилось составленное им «Обозрение предметов, преподаваемых по Закону Божьему в одноклассной церковной школе Московского Новодевичьего монастыря».

В марте 1898 года Сергей  Павлович Лебедев был рукоположен во пресвитера, а с  1900  года начал 22-летнее служение в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери Московского Новодевичьего монастыря.  Помимо монастырского пастырского служения в его обязанности входило окормление клиник медицинского факультета Московского Университета: исповедовать, причащать, напутствовать умирающих, утешать нуждающихся в духовной поддержке болящих.

Дар слова, глубокая и искренняя молитва помогли  приобрести отцу Сергию широкий круг постоянных духовных чад: ими нередко становились выздоровевшие больные, персонал клиник, студенты и преподаватели университета. Он много читал, обращался за духовными советам к старцу Алексию Зосимовскому.

Весной 1904 года  в возрасте 26 лет отец Сергий овдовел, потеряв любимую супругу, матушку Нину. Он приходил на могилу жены на монастырское кладбище и горько плакал. На руках остался трехлетний сын, Борис. К нему перебрались сестры Екатерина и Прасковья, а позднее и овдовевшая мать, Мария Павловна, взяв на себя заботы о воспитании ребенка.  В горе его, по-матерински, поддерживала и монахиня Евникия, 80-летняя насельница Новодевичьего монастыря.

После смерти супруги отец Сергий отправился в Зосимову пустынь к своему духовному отцу, иеромонаху Алексию, чтобы посоветоваться о переводе из Новодевичьего монастыря в другое место (по сложившейся практике до революции духовниками женских обителей были женатые священники). Отец Алексий принял его с особой сердечностью, ибо и сам в молодости овдовел и остался с малолетним сыном на руках, сказав: «Оставайся в монастыре, лучше быть среди голубиц, чем среди волков».

Бывало отца Сергия  одолевала тоска, тогда иеромонах Алексий оказывал ему большую помощь в преодолении тяжелых переживаний о почившей супруге. Однажды, они оба посетили Троице-Сергиеву Лавру. После долгой беседы старец оставил отца Сергия вместе с собой на ночь помолиться в Троицком соборе. После молитвы, уже перед рассветом, отец Алексий приоткрыл раку и дал ему приложиться к мощам преподобного Сергия. игумена Земли Русской. Приложившись, отец Сергий со слезами на глазах отошел и долго стоял, сосредоточенный. Старец спросил его: «Сережа, что ты чувствовал, когда прикладывался к мощам?» — «Мне показалось, что я опустил лицо в цветущий куст роз… и радость пришла в душу».  «Счастлив ты, ведь не многим дано пережить такое»», — промолвил духовник. Отец Сергий вспоминал, что  после этой ночной молитвы полностью отошла от него тоска.

С этого момента начался новый период его духовной жизни. Мать, заметив перемены, просила при ее жизни не принимать монашества, но жизнь отца Сергия стала подлинным монашеством в миру, сосредоточенной на духовных и церковных интересах: келейная молитва, чтение святых отцов, проповедь, душепопечительство, богослужение, законоучительство, чистота жизни, особая сердечность,умение найти слова утешения и вразумления для каждого приходящего за поддержкой.

С годами расширялся круг духовных чад отца Сергия: студенты, преподаватели и профессора клиник Московского университета, ученые,  режиссеры и актеры Московского Художественного театра — К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, М.П. Лилина и другие.

Глубокое знание богослужебного устава, благоговейность и молитвенность служения отца Сергия были отмечены священноначалием, ему было поручено обучать вновь рукоположенных священников, которых направляли на стажировку в Новодевичий монастырь.

Проповеди и беседы отца Сергия были доходчивы и назидательны, большой интерес у слушателей вызывало его пояснение, каким должен быть христианский взгляд на современные обстоятельства жизни:  «Как мало в нашей современной жизни радости. Как много уныния не только среди обездоленных, но и среди взысканных судьбою людей! Как никогда, изощрились и разнообразились теперь житейские удовольствия. Каким-то блестящим, безостановочным калейдоскопом идет теперь жизнь не только в столичных центрах, но и в провинциальных городах. Сколько захватывающих интересов! Сколько выставок промышленности, художественных, исторических, разных отраслей труда; какие громадные горизонты открыты новейшими применениями электричества. Мы слышим за тысячи верст говорящих с нами людей, и вскоре у телефонного аппарата будем видеть их образы. Почти уже завоеван воздух… Словом, как интересна и разнообразна теперь жизнь. А между тем, среди этого разнообразия какое-то общее недовольство, сознание какой-то своей нищеты, тоска, уныние, скука, отчаяние. Почему так? Да потому, что наряду с прогрессом в жизни нашего общества наблюдается полнейшее равнодушие к тайнам и радостям веры. Русло жизни все более и более отходит от нежных, согревающих лучей христианского Солнца Правды. И наука, и искусство, и государственная и общественная жизнь со всеми ее многоразличными разветвлениями — все это отклонилось от освежающей человеческое творчество Благодати Христовой. От Бога бегут. Исповедовать Его стыдятся. Диво ли после этого, что наш, прежде крепкий православно-русский быт сошел с своих вековых устоев, осложнился, обогатился новыми, враждебными христианскому духу обычаями и привычками и получил прямо-таки полуязыческий, богоборный характер?!»

      В годы увлечения идеями социальных преобразований общества отец Сергий постоянно напоминал своей пастве о главной причине  зла и пути его искоренения:

«Люди становятся все более  рабами внешних условий жизни,  жестокой борьбы за существование, за влияние, за власть, борьбы страстей и самолюбий, борьбы всего мелочного и узко-злобного…  И причина всего этого заключается в том, что благодатная сила Святых таинств, сила возрождения Духом Святым перестала служить для сознания современного человека источником его нравственной жизни и деятельности… Люди полагаются на свои естественные силы и соображения, думают залечить зло своей жизни самоизмышленными лекарствами и мерами…  ничто извне не может помочь им!… потому, что зло мира заключается в самом корне человеческой жизни… оно может быть излечено только радикальным средством, коренное обновление человечества могло быть совершено только всемогущей и всесозидающей силой Божественной — и оно действительно совершено Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом, Который силен Своими искупительными страданиями уврачевать греховный струп человечества, уничтожить зло мира и через ниспослание Святого Духа дать людям новую жизнь, обновить самый корень ее, положить  в людях новое семя к ее дальнейшему развитию».

Пророчески звучал его призыв хранить веру Христову «и в час испытания в темнице, среди гонения, среди голода и холода, в бедах от братий и лжебратий, и под мечом палача».

26 сентября 1920 года иерей Сергий Лебедев был возведен в сан протоиерея, а в апреле 1922 года  арестован  большевистской властью по делу об изъятии церковных ценностей. Его обвинили в том, что он препятствовал проведению в жизнь постановления ВЦИК от 26 февраля 1922 года, вошел в преступное сообщество, организованное представителями высшего духовенства и возглавляемого бывшим патриархом Тихоном, в  распространении послания патриарха Тихона и заведомо ложных сведений, возбуждающих у населения враждебное отношение к  администрации советской власти.

13декабря 1922 года суд Московского Ревтрибунала приговорил отца Сергия Лебедева к полутора годам заключения и поражению в правах сроком на один год. Он находился в заключении в Сретенском арестантском доме в Москве до 11 июля 1923 года. Срок заключения, благодаря двум амнистиям, сократился втрое, отец Сергий был освобожден условно-досрочно — 11 июля 1923 года.

Новодевичий монастырь закрыли  еще в 1922 году, и отец Сергий  был направлен на служение в московский Троицкий храм в Зубове.

14 апреля 1931 года последовал второй арест и заключение в Бутырскую тюрьму, в связи с публикацией фотографии в газете «Нью-Йорк Таймс». На фотографии, сделанной в 1929 году, был запечатлен момент, когда отец Сергий шел по двору Новодевичьего монастыря и благословлял прихожан. Под фотографией — подпись: «Знаменитый отец Сергий Лебедев, один из священников, честно выполняющих свой долг».

На следствии отец Сергий показал,что состоит в каноническом общении с митрополитом Сергием и никакой антисоветской деятельностью не занимается,  не устраивает нелегальных собраний и не принимал участия в съемках. Однако ему приписали  преступные связи с Америкой и осудили по групповому делу Алексинского Ф.Н. и других , обвинив в «активной антисоветской деятельности»,  в организации нелегальных «сестричеств» и «братств» и  оказании помощи ссыльному духовенству».  Приговор —  3 года ссылки  в Северный край в район Котласа, был вынесен 30 апреля 1931 года Особым Совещанием ОГПУ.

Сначала отец Сергий сослали в Великий Устюг. Вскоре совершенно внезапно ссыльных священников пешим этапом перевели в район Котласа. В письмах отец Сергий называет эту переброску «знаменитой прогулкой при полном воздержании от пищи и отдыха», или «18 суток голодовки».

Ежемесячно в любую погоду, в буран, разливы, снежные заносы, отец Сергий и его друг священник Алексий, с которым он жил в одном доме в деревне Макарьево, должны были  ходить на отметку в районное отделение ГПУ — туда и обратно десять верст. Во время этих переходов они при любой возможности бывали на богослужении в храме. У них имелись почти все богослужебные книги и возможность править все положенное по церковному уставу  у себя дома, в самой мирной обстановке.

Сын Борис приезжал в деревню Макарово  в 1932 году, где сделал карандашный портрет своего отца, и в 1933 году в деревню Сорокино, в новое место ссылки. Туда же приезжали и духовные чада батюшки.

Чтобы избежать праздности отец Сергий писал письма своим духовным чадам и ссыльным  на Пинеге сестрам Новодевичьего монастыря, считая это занятие  своим рукоделием, ежедневно занимался чтением Слова Божьего  и духовно-нравственной литературы. Полная преданность Господу помогала ему сохранять умиротворенное настроение при всех тяготах ссылки: как безработного его лишили карточек и хлебного пайка. Всей душой он благодарил Господа за все Его милости, молил за  всех благодетелей своих и твердо верил в Его Промысел. Сестра  отца Сергия, Екатерина Павловна, навестившая брата в ссылке написала в письме к матери: «нам всем надо научиться у него аккуратности, порядку и чистоте».

Сестры и мать ходили  к заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с просьбой похлопотать перед гражданскими властями об освобождении. Отец Сергий понимал, что непреодолимые препятствия стоят на пути добрых намерений, и все же надеялся на послабление уз. В марте 1932 года он  разговаривал с властями о возможности подачи прошения о досрочном освобождении, но получил отрицательный ответ.

В 1934 году, в декабре, преддверии праздника иконы Божией Матери, именуемой Нечаянная Радость, отец Сергий  получил неожиданную для себя радость, ему выдали документ о свободном проживании во всех городах СССР за отбытием полного срока ссылки.

После возвращения в Москву протоиерей Сергий  некоторое время  был секретарем заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, который  назначил его на эту должность, чтобы материально поддержать: на попечении у отца Сергия были  мать и две сестры.  Священническое служение отец Сергий нес с 1934 по 1936 годы  в Петропавловском храме в поселке Малаховка Люберецкого района Московской области ( в московских храмах ему было запрещено служить), а с 1936 года  — в селе Наташино,  ныне город Люберцы Московской области.

В ночь на 21 января 1938 года в своем домике близ Новодевичьего монастыря отец Сергий был арестован в третий раз и заключен в Таганскую тюрьму. Прощаясь с  82-летней матерью, он поклонился ей в ноги и сказал: «Матушка, в этой жизни мы уже не встретимся».

Власти арестовали  священников всех храмов, стоящих вдоль Московско-Казанской железной дороги по групповому делу протоиерея Владимира Федоровича Воздвиженского и других. Им вменялось в вину, что среди населения Ухтомского района они «проводили контрреволюционную агитацию, проповедовали среди населения веру в Бога, монархический строй, призывали оказывать противодействие политике партии и советской власти, создавая среди населения недовольство и проводя подготовку к приходу новой капиталистической власти». Отец Сергий на допросах держался мужественно; ни одного из сфабрикованных следствием обвинений он не признал.

На допросе следователь устроил очную ставку со священником Знаменской церкви в селе Перово Сергием Сахаровым,  согласившимся давать нужные следствию показания. Он ложно обвинил Сергея Павловича Лебедева в том, что тот  является активным членом контрреволюционной группы духовенства, а руководитель группы, благочинный, давал задания, чтобы среди надежного узкого круга вести активную борьбу против советской власти и готовиться к ее свержению с помощью капиталистических стран.

Отец Сергий отрицал эти показания и еще раз заявил, что никакой контрреволюционной деятельности он не вел.

15 марта 1938 года тройка УНКВД по Московской области осудила протоиерея Сергея Павловича Лебедева и приговорила к расстрелу. В  поселке  Бутово под Москвой он принял мученическую кончину в день памяти Сорока мучеников Севастийских, 22 марта 1938 года,  где и был погребен в безвестной  общей могиле.

Реабилитирован отец Сергий был дважды: Московским  областным судом в 1958 году ( по обвинению1938 года) и Прокуратурой города Москвы в 1991 году ( по обвинению1931 года).

Протоиерей Сергий Лебедев причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 6 октября 2001 года. Прославляется соборно в лике новомучеников и исповедников Российских в первое воскресение, начиная с 25 февраля,  и в  день его памяти — 9(22) марта.

В соответствии с ходатайством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия от 24 марта 2006 года, по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия П, в Московском Новодевичьем монастыре установлено ежегодное  празднование Соборной памяти святых новомучеников Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря в субботу перед Неделей святых жен-мироносиц. В их число вошел и священномученик Сергий Лебедев.

Протоиерей Сергей Павлович Лебедев

Новодевичий монастырь в Москве

Протоиерей Сергий Лебедев на Новодевичьем кладбище на могиле супруги, матушки Нины

Протоиерей Сергий Лебедев в Бутырской тюрьме в 1931 году

Протоиерей Сергий Лебедев ссылке в дер. Макарово 1932 г. Карандашный  рисунок сына Бориса

Протоиерей Сергий Лебедев в  тюрьме  НКВД в 1938 г.

Икона священномученика Сергия Лебедева

Икона священномученика Сергия (Лебедева) из храма Петра и Папвла в пос. Малаховка

 Икона новомучеников Московского Новодевичьего монастыря